JavaScript. Добавление сайта в избранное ................. Добавить в избранное .........................................................................................................
Общий вид страницы SEJ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » South-East Journalists' Corporation » team made » Эволюция идей суверенитета независимости Каз... (СРС по Отантану №)
Эволюция идей суверенитета независимости Каз...
QuatroestrelasДата: Среда, 12.11.2008, 11:27 | Сообщение # 1
Стажер
Группа: Модераторы
Сообщений: 29
Репутация: 0
Статус: Offline
Движение «Алаш», которое создал и возглавил Алихан Букейханов, вошло в каналы нашей истории как попытка целого поколения национальных интеллектуалов защитить, сохранить и совершенствовать то, без чего не могло быть казахов как этноса – самостоятельное степное бытие. Букейханов стал продолжателем дела Абылайхана и Кенесары Касымова на новом витке национальной истории. В 2006 году мы отмечали 140-ю годовщину со дня его рождения. Он прожил жизнь, в которой с лихвой хватало и радости побед, и горечи поражений. И он не был бы сыном своего века, если избежал бы гибели. С победой советской власти и с утверждением большевистской идеологии имя Алихана Букейханова было предано забвению, а если и упоминалось, то с неизбежными эпитетами - «буржуазный», «контрреволюционный» и так далее. Чьим врагом был Алихан и чему служил? Обратимся к фактам.
Он родился 5 марта 1866 года в седьмом ауле Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Род Букейхановых принадлежал к чингизидам, то есть, к степной аристократии. Сын хана Букея (умер в 1817 г.) султан Батыр являлся прадедом Алихана. Начальное образование Алихан Нурмухамед-улы получает в медресе и трехклассной русско-казахской школе. После окончания Каркаралинского городского трехгодичного училища поступает в Омское техническое училище. В 1890 году директор этого учебного заведения Н.Е. Доброхотов обращается к начальнику Каркаралинского уезда с прошением «продолжить выдавать султану Алихану Нурмухамедову стипендию киргизских обществ в размере 200 рублей, имея в виду весьма отличные его успехи и безупречное поведение». Благодаря этой стипендии Алихан получает высшее образование в Санкт-Петербургском императорском лесном институте.
Студентом, кроме основных предметов увлеченно изучает юриспруденцию, западную философию и русскую классическую литературу. Его любимыми писателями становятся Л.Н. Толстой и В.Г. Короленко. Начав в те годы переводить Толстого на казахский язык, он не оставляет этого занятия до конца своей жизни. И надо заметить: переводы А.Букейханова по сей день остаются непревзойденными. Он не только переводил, но глубоко и с большим волнением комментировал тексты Толстого, этого «последнего из пророков». А. Букейханов хорошо учится и при этом принимает активное участие в студенческих «беспорядках», изучает марксизм и привлекает к себе внимание полиции как «политически неблагонадежный».
Вернувшись после окончания императорского лесного института в Омск, Алихан Букейханов сначала работает в редакции газеты социал-демократического направления «Степной край», а затем принимает участие в работе экспедиции под руководством Ф.А. Щербины (1896 – 1903 гг.) и С.П. Щвецова (1903 – 1904 гг.) для исследования местных просторов и экономического состояния животноводческого хозяйства казахов. Позже эта деятельность была дополнена работой в должности статистика (чиновника) Омского переселенческого управления. Этот опыт практической работы дал Букейханову очень много. Досконально и подробно изучив проблему, он становится уникальным специалистом и знатоком по земельным и переселенческим вопросам. Это сформировало базу его политического мировоззрения. Казахские хозяйства в тот период насильственно вытеснялись в пустынные и полупустынные зоны. Наиболее плодородные земли вблизи крупных рек и других водных источников, богатые лесами, различными ископаемыми, объявлялись собственностью государства и передавались либо переселенцам, либо богатым инвесторам. Переселенческие организации, созданные в казахских областях и уездах, последовательно проводили политику массового оседания местного населения. При этом отсутствие экономических, социальных, психологических предпосылок для решения такой крупномасштабной проблемы в расчет не принималось. Это была политическая задача: все, кто пытались оказать противодействие, подвергались преследованию.
Эта политика царской власти, при которой казахская масса становилась мгновенно нищей и бесправной, вынуждает образованных казахов задаться вопросом: что делать? И они стали вынашивать идеи национально-освободительного движения, организовываться в политическую партию с конкретной программой действий. И вот наступает переломный 1905 год. Волна политических манифестаций, митингов, собраний и съездов прошла и в степи. Появляются первые программные документы (Каркаралинская и др. петиции), где излагаются проблемы и требования казахского народа, накопившиеся за годы российской колонизации. Что предлагают казахские интеллектуалы?
А. Букейханов, как и его предшественник Чокан Валиханов, выступает категорически против революционной ломки традиционного уклада народной жизни. Казахи, по преимуществу, стали полуоседлыми скотоводами не оттого, что они желали стать ими, утверждает Букейханов, а в силу объективных условий, природных особенностей занимаемой им экосферы. Следовательно, переход к оседлому образу жизни должен быть осуществлен постепенно и поэтапно, через реализацию комплексных социально-экономических мер. Алихан Букейханов беспощадно обрушивается на так называемую «надельную политику». Она уже дала свои печальные результаты: неподготовленный к земледельческому труду кочевник почти тут же разорялся, бросал свои «десятины» и, не имея решительно никаких средств существования в дальнейшем, превращался в степного люмпена. А его надел передавался очередным переселенцам, которые владели им отныне на правах частной собственности.
А. Букейханов был решительным противником тотальной унификации жизни народов России, последовательно отстаивал идею предоставления реальной национальной автономии народам империи. Именно эту позицию он отстаивает, являясь членом Первой Государственной думы России (1906 г.), выступая с трибун съездов кадетской партии (членом ЦК которой он был избран), земских и городских деятелей России, наконец, в своих публикациях в периодической печати. За свою активную политическую деятельность А. Букейханова в 1906 – 1908 гг. дважды помещают в тюрьму. Из них второй раз – за участие в составлении известного «Выборгского воззвания» думских депутатов. После тюрьмы Алихан по распоряжению военного губернатора генерала Галкина был сослан в Самару без права посещения за время ссылки родного края. Имя Алихана в это время становится широко известно в степи. Он становится общепризнанным лидером набирающего силу национально-освободительного движения. Букейханов вместе с Ахметом Байтурсыновым, другом и соратником, с февраля 1913 года в Оренбурге издает газету «Казах», которая сыграла большую роль в просвещении народа. Известно, что у алашординской интеллигенции наблюдалось особо трепетное отношение к творческому наследию Абая. Что привлекало в произведениях Абая молодое поколение национальной интеллигенции начала ХХ века? Разумеется, они хорошо понимали и ценили художественные достоинства и новаторство творений великого поэта и мыслителя. Но для Букейханов и его соратников важны были не эти аспекты. Главным для них был критический анализ казахской жизни. Анализ, который помогал им не только правильно понимать и оценивать казахскую действительность, но и менять ее.
В этой связи следует отметить, что отдельные «комментаторы» нашей истории склонны видеть алашординскую интеллигенцию лишь в роли борцов за национальное освобождение. Это слишком упрощенный подход и примитивная оценка их роли. На самом деле алашординцы хотели видеть казахское общество независимым не только от имперского ига, но и от пут феодализма, независимым, самостоятельным в экономическом и культурном отношении. Они хотели изменить собственное общество. Как это они себе представляли?
В начале своего пути А. Букейханов и его соратники считали себя последователями русской демократии. С восторгом они встречают февральскую буржуазно-демократическую революцию, призывают казахский народ оказать всемерную поддержку Временному правительству. Правда, несколько позже, анализируя опыт политической элиты Туркестана периода революционных перемен семнадцатого года, член правительства Алаш-Орды Мустафа Чокай ориентацию «на русскую революционную демократию» назовет ошибкой, проистекающей «из очевидного понимания невозможности своими собственными силами… построить свой собственный национально-государственный очаг». Но, тем не менее, 17-й год для А. Букейханова и его единомышленников был годом эйфории. Они с энтузиазмом принимают участие в деятельности органов Временного правительства. Алихан назначается комиссаром Временного правительства по Тургайской области. Эта должность по статусу равнялась должности генерал-губернатора в прежней системе управления. Одновременно он становится членом Туркестанского комитета. Однако для Алихана Нурмухамедовича первостепенное значение имеет национально-освободительное движение. Создавшиеся в империи политические условия позволяют лидерам степи созвать в июле 1917 года в Оренбурге первый всеказахский съезд. Букейханов, выступавший с основным докладом, объявляет о создании первой в национальной истории политической партии «Алаш» и о своем выходе из состава партии кадетов. «Алаш» ставил две задачи: освобождение казахского народа от колониальной зависимости и преодоление социально-экономической отсталости. Букейханов полагал, что это будет происходить таким образом: Казахстан вначале будет суверенной демократической республикой в составе Российской Федерации, а затем, спустя некоторое время, станет самостоятельным государством. Согласно программе «Алаш» форма правления должна была соответствовать социальной структуре и национальным особенностям. Основоположники новой партии на первый план выдвигали не классовые, а общенациональные интересы. «Алаш» решительно отверг идеи и лозунги октябрьской социалистической революции. Алихан Букейханов в памятке, адресованной крестьянам, рабочим и солдатам обвиняет в единоличном диктаторстве Ленина. Поскольку Ленин, разогнав учредительное собрание, «как царь Николай, не желает давать отчета ни перед кем».
5 декабря 1917 года в Оренбурге состоялся второй всеказахский съезд, который объявляет казахские области автономией «Алаш». Алихан Букейханов большинством голосов избирается председателем правительства Алаш-Орды. По сегодняшним меркам, это был пик его общественно-политической карьеры.
Правительство Алаш-Орды в годы гражданской войны сотрудничало с белогвардейцами и другими антиреволюционными силами, надеясь с их помощью достичь конечной цели – образование казахской национальной государственной автономии. Однако ход событий показывает несбыточность этих надежд. В 1919 году, когда стало очевидным: Красная Армия победила, алашординцы избирают путь компромисса с Советской властью. ВЦИК объявляет амнистию всем участникам движения Алаш. Букейханов и его соратники приглашаются на 1-й учредительный съезд Советов Казахстана.
Чуть позже, то есть 17 мая 1920 года, А. Байтурсынов, ближайший друг и единомышленник А. Букейханова, анализируя первые шаги советской власти, выступает с письмом-обращением к В.И. Ленину. Участие А. Букейханова в составлении этого крайне важного документа не вызывает сомнения. Есть два пути достижения взаимного доверия между центром и казахским народом, отмечается в письме, это «либо насильственно навязать свое господство и требовать беспрекословного подчинения, заняв положение повелителя и назначив повсюду вместо царских губернаторов и генерал-губернаторов диктаторов, либо завоевать доверие казахского трудового населения... При выборе первого всякое советское строительство может оказаться на песке, а при выборе второго фундамент строительства будет заложен на прочной почве». Был ли услышано это предостережение новой властью? Как показали последующие события и собственно процесс советского строительства, руководство центра не собиралось отдавать инициативу в решении местных проблем кому-либо, и уж тем более – алашординской «буржуазной интеллигенции».
Судьба казахской интеллигенции тех лет как в капле воды отразилась в биографии А. Букейханова. Трижды осужденный царским режимом за политическую деятельность, подвергнутый ссылке за пределы Казахстана, он и в советское время неоднократно арестовывается правоохранительными органами, а с 1922 года до конца жизни лишается права посещать отчий край. Финал был закономерен для того времени и той системы. 26 июня 1937 года Букейханов был арестован и приговорен к расстрелу. Через три месяца, 27 сентября 1937 года, приговор был приведен в исполнение. В своем последнем слове перед особой «тройкой» военной коллегии Верховного суда СССР Алихан с присущей ему бескомпромиссной честностью заявляет, что он «Советскую власть не любит, но признает». Великий поэт Султанмахмут Торайгыров назвал в свое время Букейханова «Алиханом всего Алаша» (Алаштың Алиханы). Так оно и есть.
 
Форум » South-East Journalists' Corporation » team made » Эволюция идей суверенитета независимости Каз... (СРС по Отантану №)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright SEJCorp © 2018 Забобрить эту страницу! Сайт создан в системе uCoz