JavaScript. Добавление сайта в избранное ................. Добавить в избранное .........................................................................................................
Общий вид страницы SEJ
Страница 1 из 11
Форум » South-East Journalists' Corporation » team made » Культуры двух стран: Казахстан и Иран (СРС по Культурологии №)
Культуры двух стран: Казахстан и Иран
QuatroestrelasДата: Среда, 12.11.2008, 21:07 | Сообщение # 1
Стажер
Группа: Модераторы
Сообщений: 29
Репутация: 0
Статус: Offline
культура Казахстана
Современный Казахстан переживает период национального возрождения. Процесс национально-культурного возрождения означает смену культурной парадигмы. Пересмотр прежних концепций, возвращение забытых или запрещенных имен - характерные черты культурной жизни современного Казахстана. За десятилетие независимости было по существу положено начало созданию новой казахской истории. Однако "свобода слова" стала тяжелым испытанием для казахских историков. Впервые, за последнее столетие писать и печататься может каждый, было бы желание и материальные возможности. В этой ситуации на нас просто обрушился поток исторических сочинений разного уровня и качества исполнения. Анализ и критика данной историографии отдельный вопрос. Здесь хотелось бы только отметить, что обилие исторических сочинений, написанных как профессионалами, так и непрофессионалами является ярким и убедительным доказательством всенародного интереса к своей собственной истории. Сегодня в Казахстане казахской историей интересуются все казахи.
Безусловно, здесь мы не избежали, да и не могли избежать мифологизации и приукрашивания своего исторического прошлого. Подобное состояние исторического знания в период национально-культурного возрождения неизбежно и вполне оправдано, поскольку происходит процесс "возрождения реабилитируемого прошлого, как правило приобретающего сходство с золотым веком" (Э. Шилз О содержании термина "традиция" Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия.М., 1999. С . 244).Но в целом этот процесс не вызывает, опасения поскольку подобного рода работы подвергаются резкой критике как внутри страны, так и за рубежом. Особенно в России, где сегодня живет достаточное число профессиональных историков, наших бывших соотечественников которым не безразлично состояние и развитие исторической науки в Казахстане. Их заинтересованность во многом связана с тем, что они знают предмет "изнутри", поскольку многие их них писали и создавали казахскую историю в советское время.
Безусловно, основная тенденция в развитии исторической науки в современном Казахстане - это освобождение от груза советской концепции. В первые годы Независимости здесь во многом преобладал принцип - плюс на минус, черное- на белое. К примеру, если в прежние времена казахская элита характеризовалась всегда негативно, теперь имеет место идеализация казахских ханов и султанов. Все они предстают перед нами как великие люди, радетели за интересы и нужды народа. Особенно наглядно этот процесс проявился в оценке личности Джангир-хана. В 2001 году праздновался юбилей- 200-летие образования Букеевского ханства. В многочисленных публикациях и специальных исследованиях Джангир-хан представлен как выдающийся реформатор и защитник народа, что не во всем соответствует реальности. Как известно, истина всегда находится где-то посередине.
Процесс национального возрождения сопровождается не только повышенным интересом в казахской истории, но и возрождением собственных традиций и обрядов. Возрождение казахских традиций воспринимается сегодня в Казахстане как восстановление исторической преемственности. Для казахского народа это очень сложная и во многом болезненная проблема, поскольку речь идет о восстановлении утраченной традиции. Современные казахи - это уже давно не скотоводы-кочевники. Кроме того имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с "пережитками прошлого". Однако казахи и тогда, и сегодня с завидным постоянством и упорством сохраняли осколки прежнего образа жизни. Здесь особое место принадлежит родовому сознанию. Род, родовое деление это - идеология казахского народа. Это уникальное явление возникло в глубокой древности и часто отожествлялось с первобытностью, тем не менее, родовое деление существует в этнографической современности. Этот "вечный больной" приспосабливается к самым разным социальным и политическим ситуациям, каждый раз, воспроизводя себя не столько как жесткую структуру, сколько в качестве фона для всех остальных институтов народной культуры" (Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибрск.1990. С. 9). Несмотря на широкую компанию искоренения трайболизма и "жузовщины", как тогда они именовались в советской пропагандисткой литературе, родовое сознание казахского народа продолжало сохраняться на протяжении веков. Оно долгое время не имело однозначной оценки в среде самих казахских интеллектуалов.
Одни видели в нем угрозу национальному единству, другие рассматривали знание "жеты ата" (семи предков), как явление национальной культуры, проявление казахской ментальности. Все точки "над и" поставил Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев в своей книге "В потоке истории" особо остановился на роли и значении родового сознания в культурной жизни современного Казахстана. "... принцип "жеты ата", институт родственных связей ненавязчиво и глубоко задавали каждому казаху и всему народу сильнейший инструмент духовного единения. Принцип "семи колен", хотя и совсем прост, был могучим определяющим ядром, сердцем этнической целостности на основе семейно-родственной любви. Казахский народ как этнокультурная общность сохранился именно благодаря своей этноколлективной памяти, сохраненной в родовом делении ( Н.Назарбаев "В потоке истории". Алматы, 1999 г., с47). Подтверждением восстановления родового сознания в современном Казахстане является в частности публикация разного типа родословен(шежире), посвященных как всему казахскому народу, тау и отдельным племенам и родам и даже отдельным семьям.. "Шежіре"- трактуется в казахстанской историографиии как особая форма исторической памяти народа посвященных истории так называемая "степная устная историография".
Фактом, подтверждающим сохранение родового сознания казахов - это современная практика создания родовых кладбищ. К примеру, в Джамбульской области в настоящее время существуют несколько отдельных кладбищ захоронения, на которых производится по родовой, жузовой принадлежности. Отдельное погребение членов родов Младшего, Старшего и Среднего жузов.
В бытовой жизни наиболее прочно сохранившимся традиционным обрядом является "согым" (зимняя заготовка мяса, как правило, конины). Необходимо отметить, что "согым" требует значительных материальных затрат (хорошо откормленная лошадь стоит от 300 до 500 долларов). Тем не менее, большинство казахских семей не только в сельской местности, но и в городах придерживаются этого обряда. Безусловно, не все могут позволить себе купить лошадь целиком, поэтому практикуется покупка в складчину или же половины и даже четверти лошади.
Начало "согыма" совпадает с началом первых зимних холодов и сопровождается обязательным приглашением родственников и друзей. Причем разные части лошади подаются в разные дни и имеют различное ценностное и ритуальное значение. Приглашение на "согым" требует обязательного ответного приглашения, поэтому всю холодную длинную казахстанскую зиму казахи ходят друг другу в гости в гости и едят мясо. Некоторые бедные, но предприимчивые семьи поступают следующим образом. Они разово закупают конину на базаре, приглашают гостей, а затем в течение длительного времени ходят поочередно ко всем приглашенным. Таким образом, возрождение традиций во всех сферах жизни - характерная черта современного Казахстана.
Отношение к традициям так же претерпели значительные изменения. В конце двадцатого века наиболее четко проявились отрицательные последствия модернизации. Поэтому традиционная дихтомия между "традиционным" и "современным" уступила место пониманию того, что чем сильнее разрушаются традиции и традиционные устои общества тем, больше степень дезорганизации и хаоса, а не утверждение современного образа жизни. Существует много примеров вполне успешной модернизации, предпринимаемой под традиционной культурно-смысловой оболочкой. Это означает, что устойчивое функционирование современного общества в большей степени зависит от наличия соответствующих традиций от их успешного воспроизводства и включения в современную систему.
культура Ирана
Национальная культура в значительной степени находится под влиянием установок ислама, направленных на устранение элементов западной культуры, проникших в жизнь населения. Потребление алкогольных напитков, относительно широко распространенное в городах в последние годы монархического правления, в настоящее время строго запрещено в соответствии с мусульманскими законами, возбраняющими пить вино. Правила ношения одежды требуют, чтобы она была скромной как у мужчин, так и у женщин. Специальная полиция нравов патрулирует улицы больших и малых городов, следя за тем, чтобы поведение жителей соответствовало исламской морали.
Система образования. Обучение в стране бесплатное, как в школах, так и в высших учебных заведениях. В течение первых 10 лет после революции контингент учащихся в системе начального и среднего образования увеличился более чем на 60%, достигнув в 1988/1989 учебном году приблизительно 12 млн. человек. По меньшей мере 15% из нескольких тысяч школ, построенных после 1979, находятся в деревнях и отдаленных сельских районах.
Основной задачей в области образования является исламизация программ обучения всех ступеней. Крупнейшие университеты расположены в Исфахане, Мешхеде, Ширазе, Тебризе и Тегеране. В 1983 был открыт первый частный университет (Свободный исламский университет).
Литература, искусство, архитектура. Революция способствовала развитию новых направлений в литературе и живописи. После 1979 творения запрещенных при шахе писателей и поэтов стали доступны для широких масс населения. Появились новые популярные писатели – Мехшид Амиршахи, Исмаил Фассих и Мохсен Мекмельбар. Однако действует цензура, которая запрещает произведения, имеющие антирелигиозную направленность. Список не разрешенных к продаже и распространению в Иране книг включает как западных, так и иранских авторов.
После 1979 реализм и религиозные мотивы сохранили свои ведущие позиции в живописи. В архитектуре при возведении многоэтажных зданий в городах преобладает космополитический стиль, но при сооружении небольших жилых и служебных строений поощряются национальные мотивы. Традиционные иранские ремесла – художественная миниатюра, гончарное производство, ковроткачество и изготовление серебряных изделий – наиболее широко представлены в Исфахане, Ширазе, Тебризе.
Музеи и библиотеки. Важнейшей задачей в области культуры после 1979 признается сохранение свидетельств истории исламской революции и мусульманского Ирана. В городах работают музеи, в которых экспонируются фотографии, плакаты, листовки и другие материалы, касающиеся событий 1978–1979. Государство финансирует передвижные выставки, которые демонстрируются в небольших городах и деревнях. Выделяются средства на ремонт и содержание старых мечетей и мактабов (мусульманских школ). Такие дореволюционные музеи, как археологический, этнографический и художественный (все в Тегеране), продолжают функционировать и даже пополнили свои коллекции, в первую очередь за счет экспонатов по исламской истории и культуре.
В Иране не было и нет традиции создания публичных библиотек, тем не менее имеется множество специализированных библиотек, в частности при крупнейших мечетях и семинариях. Самая известная из них – библиотека при мечети имама Резы в Мешхеде; в ней содержится бесценная коллекция из 10 тыс. древних рукописей. Другие значительные собрания рукописей находятся в Исфахане, Куме и Ширазе. Наиболее ценные материалы по истории Ирана сосредоточены в Национальной библиотеке в Тегеране, в фондах которой насчитывается несколько тысяч томов государственных документов, относящихся к периоду правления династии Каджаров, и Библиотеке меджлиса, в которой хранятся парламентские архивы (с 1906 по настоящее время).
Издательское дело. Революция стимулировала издание книг, которые были ранее запрещены из-за содержавшейся в них критики династии Пехлеви. С 1979 ежегодно выходило приблизительно по 3 тыс. названий новых книг. Предварительная цензура, как правило, отсутствует, но любые публикации, признанные оскорбительными для ислама или общественной морали, конфискуются, а их издателей и авторов ждет суровое наказание. Из нескольких общенациональных ежедневных газет и многочисленных еженедельных и ежемесячных журналов основная часть выходит в Тегеране.
Радио и телевещание. В 1997 в стране действовали 28 телевизионных и более 80 радиовещательных станций Все они контролируются правительством. В Иранском Азербайджане и районах, населенных курдами, ведутся передачи соответственно на азербайджанском и курдском языках. Большинство телепередач создается в самой стране, но демонстрируется и зарубежная видеопродукция, приобретаемая, в частности, в Японии. В 1997 в Иране насчитывалось более 4,61 млн. телевизоров. Несмотря на существующие ограничения, многие иранцы получили доступ к западным средствам массовой информации через спутники связи.
Кино и театральное искусство. До революции кинозрелища были любимым досугом населения, однако новая власть объявила большинство кинофильмов вредными с точки зрения общественной морали. В результате их импорт был резко ограничен, а произведения отечественных киностудий стали подвергаться строгой цензуре. Сокращение числа выходящих на экран фильмов и падение посещаемости привели к закрытию многих кинотеатров. Иранские кинопродюсеры постепенно приспособились к требованиям исламской морали, в новых лентах популярными стали религиозные сюжеты. В 1990-е годы иранский кинематограф получил международное признание, завоевав призы на различных европейских кинофестивалях. Кинофильм Белый шар получил «Золотую камеру» на Каннском фестивале; Вкус вишен был награжден там же «Золотой Пальмовой Ветвью».
В Тегеране закрыты существовавшие до революции театры-варьете. Театральные постановки разрешены при условии, что в них заняты лишь мужчины, а содержание спектаклей является «исламским». Религиозные представления в память кончины имама Хусейна были популярны еще до революции и всемерно поощряются властями в последние годы.
Праздничные дни. Важнейшими официальными праздниками считаются 1 февраля – День возвращения Хомейни из 14-летней зарубежной ссылки, 11 февраля – День революции (празднование победы революции 1979), 1 апреля – День Исламской Республики. Древнеиранский доисламский Новый год остается самым популярным и широко отмечаемым праздником и совпадает с днем весеннего равноденствия. Отмечаются также не менее 15 памятных дат, связанных с рождением или кончиной имамов.
 
Форум » South-East Journalists' Corporation » team made » Культуры двух стран: Казахстан и Иран (СРС по Культурологии №)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright SEJCorp © 2018 Забобрить эту страницу! Сайт создан в системе uCoz